Интервью с Игорем Петренко "Шерлок Холмс и другие сложности"

Сегодня у нас в гостях один из самых обаятельных актеров российского кино, воплощение мужественности и романтизма, лауреат Государственной премии России Игорь Петренко.

Мы предложили Игорю вместе с нами поработать над созданием в каталоге Faberlic образа нашего нового аромата Pulse и, как водится, заодно ПОГОВОРИЛИ О ЖИЗНИ, творчестве И любви

ИГОРЬ ПЕТРЕНКО

родился 23 августа 1977 года в городе Потсдам (тогда - ГДР), в 2000 году окончил высшее театральное училище им. М.С.Щепкина. Лауреат Государственной премии и обладатель премии «Ника» в номинации «Открытие года» за роль лейтенанта Травкина в фильме «Звезда»

(реж. - Николай Лебедев), обладатель премии «Триумф» 2004 года.

Сыграл более чем в тридцати фильмах.


► Страна faberlic: Игорь, как вам в роли «лица» такого утонченного, немного даже «гламурного», мужского аромата?

► Игорь Петренко: Ну, это часть моей профессии. Правда, должен признаться, что сам я вообще не каждый день пользуюсь парфюмерией. Я в этом смысле растяпа. Иногда даже про лосьон для бритья забываю. Бывает - опаздываешь куда-то, подбежишь к раковине, «кипяточком» на лицо плеснешь и раз-раз станком! Но, думаю, скоро это пройдет. Я смотрю, мужчины постарше уже по-другому к своей внешности относятся. Более трепетно.

► Cf: Это, наверное, связано с ощущением «возраста», оно у всех разное. Вот вам «в душе» сколько лет?

► И.П*: Сложно сказать. Иногда бывает, что и все шестьдесят.

► Cf: Интересно, как вы это внутри себя переживаете?

И. П.: Вы знаете, это какое-то странное чувство... Не равнодушия, нет. А вот как если бы ты всю жизнь любил конфеты, а потом - не то, чтобы перестал, но понял, что это всего лишь конфеты. Я иногда думаю - вот устал, надо бы поехать отдохнуть, а потом понимаю: ну приеду я на море, ну упаду на пляж, ну схожу посмотрю что-нибудь... А дальше-то что? Уже столько всего за жизнь навидал! Такого жгучего юного любопытства уже нет. Душа просит чего-то другого, какой-то иной осмысленности.

► Cf: Что же вы делаете в такой ситуации? Как ищете эту осмысленность?

► И. П.: Музыку слушаю. Я очень восприимчивый человек. Особенно к звукам. К запахам меньше, хотя иногда бывает, иду, и вдруг всплывает аромат, откуда-то из вчера, из далекого прошлого, и оно буквально за секунды оживает. Я хоть и не индеец, но считаю, они большие молодцы, что придумали запечатывать воспоминания в маленькие бутылочки с ароматами. Иногда я просто сажусь в машину и неспеша еду по незнакомому маршруту. А бывает начинаю что-то рисовать. Или беру фотоаппарат -и на улицу! В такие моменты важно не пытаться себя развлечь, а наоборот, искать уединение.

► Cf: То, о чем вы рассказываете похоже на попытки «ублажить» какую-то очень глубоко скрытую, может быть даже забытую, часть собственного «я». Ту, которой мало наших обычных достижений. Я права?

► И. П: я глубокий интроверт по натуре.

►Cf: А как же вы существуете в публичной профессии?

► И. П.: Сам не знаю. Я достаточно дискомфортно себя ощущаю на съемочной площадке. Выйти на нее для меня каждый раз небольшой подвиг - приходится преодолевать стеснение.Иногда под какое-то настроение, под кураж, я могу ощущать себя нормально в центре внимания. Быть на высоте мы все любим, но в целом, я никогда к этому не стремлюсь. Обычно я выхожу на площадку и думаю - вот сейчас сто человек стоят и смотрят, а тебе надо выйти и играть, изображать кого-то, притворяться, это странное ощущение.

► Cf: Почему же вы выбрали именно такую профессию?

И. П.: Это не я ее, это она меня выбрала. Я просто проходил мимо Щепкинского училища и почему-то решил зайти, подать документы. И поступил.

► Cf: А если бы сейчас была возможность все переиграть, вы бы выбрали актерство?

И. П.: Если бы снова проходил мимо училища - наверное!

► Cf: То есть это все равно все не случайно?

и. п.: Конечно, не случайно. Я не могу сказать, что это совсем не мое. Просто удовольствие я получаю от той части работы, которая предшествует публичному выходу. Оттого, что не спишь ночами, ходишь-ходишь. думаешь-думаешь и только под утро приходит мысль - вот как это надо играть!

► Cf: Но разве это не задача режиссера - говорить актерам что и как они должны играть?

И. П.: Не каждый режиссер это может. К тому же мы живем в такое время, когда кино -не актерское и даже - не режиссерское. Сейчас кино продюсерское. И у него очень жесткие рамки. Мало какие режиссеры могут себе позволить, находясь в этих рамках, подумать, порепетировать, что-то поискать на площадке. То, что раньше снимали за четыре дня, сегодня снимают за один. Свет поставили, быстренько развели сцену и дальше «побежали». Мне повезло - когда я только вышел из института, мне удалось поработать с режиссерами, которые искали, направляли, но даже и в этом случае, если ты сам в себе не найдешь каких-то точек пересечения с персонажем, режиссеру будет трудно тобой руководить. Он может попросить добавить чуть больше минора или мажора в характер, но понять логику этого характера - дело актера, нам приходится находить мотивацию поступков и эмоций своих героев, и вот от этого я получаю удовольствие. Это мне больше интересно, чем выходить и «рассказывать стихи на табуреточке». Мне важно задействовать душевный процесс, а не сорвать аплодисменты.

►Cf: Какая же роль, какой образ стал для вас самым сложным?

И.П.: Смотря что вкладывать в понятие сложность. Вот лейтенант Травкин из картины «Звезда». Он был для меня сложным персонажем. В фильме он себя вообще никак не проявляет. Не смеется, не плачет, его не «кидает» из стороны в сторону, ну никакого эмоционального спектра, после этой работы мне приходилось доказывать режиссерам, что я умею работать с эмоциями...

► Cf: А вы поняли, почему ваш герой - лейтенант Травкин - такой?

и. п.: Он молодой пацан совсем, а на нем такой груз ответственности! За жизнь других пацанов. Он командир разведроты. и не может себе позволить раскиснуть, или испугаться, или показать неуверенность. Отсюда и полуза-мороженное состояние такое.

► Cf: как же вы постигали логику такого состояния? Это же ведь очень трудно - даже представить себя в подобной ситуации.»

И. П: Мы же готовились - огромное количество документальной хроники просмотрели, и потом. похожие ситуации все равно в жизни были, когда ты внутренне вынужден замереть. Так бывает, когда стоишь перед двумя дверьми и не знаешь, какую открыть, не знаешь, как потом повернется твоя жизнь. Я когда-то занимался спортом. Это состояние, хорошо знакомо спортсменам - когда готовишься совершить рывок нужна колоссальная внутренняя сосредоточенность, когда не крутишь головой, но замечаешь все. Вот это одна сложность, если вернуться к вашему вопросу. Но есть и другая. С ней я столкнулся на съемках «Тараса Бульбы».

► Cf: Вы в этом фильме сыграли его сына-предателя, Андрия...

и. п.: Да. Это был один из самых сложных для меня персонажей. В этой истории нет плохих и хороших. И мне нужно было найти «тонкие материи» этого парня. Понять, почему он пробирается в город, осажденный отрядом его отца, к женщине, как бы мы теперь сказали, «своей мечты». Нужно было посмотреть на мир его глазами, увидеть с чем он вырос, что его окружает, нужно увидеть его путь целиком, чтобы стало понятно: то, что он сделал - его настоящая правда, это не трусость, он не просто сбежал с поля боя. Что-то другое заставило этого молодого пацана, понимающего, какой поступок он совершает и чем это закончится, так круто развернуть свою жизнь. Не дай бог попасть в его ситацию. Иногда я думал, а почему он не забрал свою возлюбленную, не сбежал с ней из осажденного города, оставив отцам, развязавшим войну, расхлебывать последствия. Постоянно ведь думаешь, а как бы я поступил на его месте? Но это наша, современная логика. Андрий же понимает, что его прекрасная полячка не может покинуть родителей, умирающую от голода мать, он понимает, что все здесь погибнут, в кино-то многого нет. А у Гоголя больше двух страниц посвящены описанию того, как казаки жгут деревни, сдирают кожу с живых людей, бросают младенцев в огонь... Андрий понимает, какая это мощь -казаки, что они все сметут на своем пути. И выбирает остаться и принять смерть, защищая свою любовь, и это очень непростой выбор. По крайней мере, так в книге. В кино есть сцены, которых нет у Гоголя. В книге, например, нет темы мести. Андрию не за что мстить. Поэтому когда мне сказали, что завтра мы снимаем сцену смерти матери Андрия, я ужасно удивился. Мне-то говорили, что мы снимаем практически по книге. Ну, я и подумал, зачем сценарий читать, ходил с «первоисточником»... Смерть матери, конечно, все меняет. В книге не все так однозначно. Там нет такого, что один сын хороший, другой - плохой. Они оба отличные ребята, настоящие мужики, которые не отсиживаются, а лезут вперед, не боясь ни огня, ни смерти, просто так сложилось. Это трагедия. Страшная история. И очень сложная внутренне, но есть и совсем другая сложность - сложность истории про Шерлока Холмса, например, целых 162 смены острохарактерной роли.

►Cf: Что такое 162 смены?

И. п.: 162 съемочных дня. Без перерывов. 8 месяцев мы снимали эту историю в Питере. Это будет 8 фильмов по 2 серии.

►Cf: А в чем сложность данного проекта?

И. П.: Во-первых, представьте, что это значит -выходить на площадку, особенно в первые дни, когда все 100 человек съемочной группы смотрят на тебя, разглядывают как под микроскопом и сравнивают - и с Ливановым, и с Робертом Дауни-младшим (актерами, сыгравшими Шерлока Холмса - Cf). Вообще, когда режиссер Андрей Кавун предложил мне сыграть Холмса в своей постановке, мой первый вопрос к нему был: «А оно тебе надо, у нас же уже есть Шерлок Холмс?»

► Cf: Каким великий сыщик получился у вас?

И. П.:Странным. Он не курит трубки, ходит в каких-то коротких узких брюках, у него нелепая пластика, и сюжеты совсем не конандой-левские. над фильмом работали несколько сценаристов - и Олег Погодин участвовал в сценарии, и отец Андрея кавуна, и сам Андрей. Их Шерлок Холмс слабый, истеричка. Драться не умеет, всему этому его учит Ватсон, доктор, вернувшийся с войны и великолепно владеющий оружием (Ватсона сыграл Андрей ПанинCf). А Холмс просто очень талантливый парень, аскет и слегка безумец. И Ватсон каким-то образом втягивается в это безумие, постоянно спасая своего друга из разных передряг.

► Cf: Ваш Холмс наверное, больше похож на Холмса Дауни-младшего, тот тоже сыграл талантливого сыщика с некоторой «сумашедшинкой».

и. п.: Нет, у Дауни Холмс - супергерой. Он красиво одет, носится по крышам, скользит по оголенным проводам... Хотя, конечно, тоже немного ненормальный. Но таким его Конан-Дойль и задумывал. Персонаж Василия Ливанова - идеализированный Шерлок Холмс.

►Cf: когда вы создавали образ, вам не мешал этот, знакомый с детства Холмс?

► И. П.: Нет. В этой постановке была другая сложность - нужно было учить наизусть огромные куски текста и, произнося их. помнить как в этот момент герой должен двигаться, что брать в руки, как поправлять одежду, там очень много «моторики». Но у нас так мало материала, где нужно играть, что я очень ценю эту роль.

►Cf: Вы хотите сказать, что современным актерам не всегда удается поработать «по специальности»?

И. П.: Если посмотреть старое кино, то вы увидите, что даже в очень простых, бытовых сценах есть элементы игры. Сегодня считается, что чем бытовее, тем лучше. Можно даже не учиться, достаточно перебороть свое стеснение перед камерой и - вперед. Такое бесконечное шоу «За стеклом» получается. Апогей подобного подхода - «Школа» Гай Германики.

Cf :А отчего это так?

и. п.: Все ищут. Так попробуют, этак попробуют. Но я думаю, что эта волна скоро пойдет на спад. И актеры будут чувствовать себя на площадке хозяевами, а не «чего изволите», и режиссеры больше будут доверять артистам. Очень мало Мастеров могут себе позволить воспринимать актеров не как наемников, а как соавторов. Только старые режиссеры. Но с ними продюсеры не очень любят работать. Они ведь могут затянуть процесс, перерасходовать бюджет. Вот эту ситуацию мы и пытаемся сейчас исправить. Организовали даже актерский профсоюз.

► Cf: Мы - это кто?

и. п.: Андрей Панин. Володя Вдовиченков, Игорь Жежикин, Евгений Кузнецов, я... Уже были и круглые, столы, и пресс-конференции. Наша цель - сделать так, чтобы актеры приходили на площадку не для того, чтобы «покрасить забор начальнику», а чтобы им нравилось заниматься своим делом, чтобы они занимались им no-существу, и тогда те, для кого кино - это бизнес, поймут, что на самом деле подобные проекты легче продавать. Когда сейчас предлагают квотировать российское кино, я спрашиваю - а что квотировать-то? Если запретить «Голливуд», люди просто перестанут ходить в кинотеатры. Понятно, что причин у кризиса много, но начинать наводить порядок нужно с производства. Именно здесь необходимо договориться о каких-то нормах - понятно же. что невозможно выносить ребенка за два месяца. Точно также невозможно создать фильм за месяц. Да, в Голливуде умеют снимать и в такие сроки, но при этом они готовятся год, а бывает и дольше! В нашем деле невозможно нарушить естественную логику процесса, не пожертвовав результатом.

► Cf: Вы думаете, только наша киноиндустрия в кризисе?

и. П Сейчас общая проблема - о чем бы еще снять кино. Недаром Голливуд активно выкупает права на нашу классику. А у нас все чаще делают римейки. Сейчас и «Кавказская пленница» выйдет, и «С легким паром», и «Джентльмены. удачи».

► Cf: А что сейчас пользуется у зрителей большим успехом - истории любви, боевики, приключения?

И. П.: Я знаю, что зритель немного устал от фильмов типа «Догма». Нам хочется красивого и счастливого Голливуда 30-х годов. но все это очень дорогие проекты. Еще нам не хватает крепких человеческих историй, таких как «Любовь и голуби», например.

► Cf: «Любовь и голуби» - один из самых правдивых фильмов про любовь. Как вы думаете? И что для вас - любовь?

► И. П.: Согласен. А любовь... нельзя путать любовь и страсть. Это разные субстанции. Вот то. что случилось с Анной Карениной -это страсть. Когда человека так кружит, что он не в состоянии этому чувству сопротивляться. В этот момент люди отпускают себя, думая, что с ними случилось «то самое», светлое и приятное чувство. И не задумываются о последствиях. Увы, они зачастую разрушительны. А любовь - это то вино, которое не молодое, которое настоялось. Любовь - это чувство, которое не уходит. Это некая нить, связь на каком-то совершенно другом уровне. Невозможно описать словами! люди могут быть на расстоянии и при этом - вместе, и чувствовать эту нить. Ну и, конечно же, это большая работа. Любой огонь нуждается в том, чтобы его поддерживали. Иногда, конечно, и тушишь этот огонь, но потом все равно спохватываешься и начинаешь дровишки подкидывать....

► Cf: В вашей с Екатериной Климовой семье трое детей. Двое - мальчишки. Трудно в наше время воспитывать мальчиков? И как вы это делаете?

► И.П Как воспитываем? Так, чтобы умели отвечать за свои поступки. Чтобы никогда не бросали руля и не опускали весел.

ЛЮБОВЬ-ЭТО ЧУВСТВО,

КОТОРОЕ НЕ УХОДИТ.

НУ И, КОНЕЧНО ЖЕ,

ЭТО БОЛЬШАЯ РАБОТА. ЛЮБОЙ ОГОНЬ НУЖДАЕТСЯ В ТОМ,

ЧТОБЫ ЕГО ПОДДЕРЖИВАЛИ.

Нет комментариев
Добавить комментарий