Какие товары мы выбираем?
Что является «спусковым механизмом», склоняющим нас к покупке? Продолжаем размышлять на эту тему (начало в №№ 49,50). Сегодня в фокусе нашего внимания - люди старшего поколения, те, кто уже вырастил своих детей.
Текст: Андрей Прудиус, консультант по маркетингу, вице-президент Международного Института Бизнеса (Киев)
Что такое «возраст»? Являются ли прожитые годы объективным мерилом нашей жизни?
Казалось бы, все просто - 365 дней в году от празднования одного дня рождения до следующего, еще одна свечка на торте, о чем-то мы вспоминаем с теплом и улыбкой, о чем-то предпочитаем забыть. Но является ли количество прожитых дней единственным показателем нашего возраста?
Обратимся к классикам. Всем известно, что «бальзаковским» принято считать 30-летний возраст. Но если в наши дни это период расцвета сил, то во времена самого Бальзака такое определение, скорее всего, посчитали бы оскорбительным. Вспомним строки из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина - современника Бальзака:
— Как быть? Татьяна не дитя,—
Старушка молвила кряхтя.
Кряхтела же 36-летняя мать Татьяны Лариной... Недалеко ушла и старуха процентщица из «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского - бедняге на момент рокового знакомства с Раскольниковым было «целых» 42 года. Безусловно, столь необычное нам определение возраста в те времена связано со средней продолжительностью жизни наших предков. Еще в конце XIX века в Российской империи, как и во многих других европейских странах, она составляла чуть более 30 лет. к этому возрасту люди успевали обзавестись не только детьми, но и внуками, а наиболее выдающиеся, вроде Пушкина и Лермонтова Доставить яркий след в мировой культуре.
Развитие медицины, победившей ряд болезней, донимающих человечество с начала его существования, и общее улучшение условий жизни в XX веке, по сути, стали новой отправной точкой в определении нашего возраста. Не удивительно, ведь менее чем через столетие средняя продолжительность жизни выросла в два раза и более! Вместе с этим, расширение биологических рамок нашего возраста привело к возникновению еще одного важного аспекта в его определении, а именно - к вопросу наполнения нашей жизни. Попробуем разобраться в том, какими интересами живут современные россияне в частности те, кто вырастил детей, дал им «путевку в жизнь» и сейчас предоставлен себе и своим интересам. «Кормильцы». Это поколение наших соотечественников, которое, главным образом, родилось в послевоенные годы. Их жизненное кредо можно коротко описать так: «Обеспечить детям лучшую и более интересную жизнь, чем та, которой пришлось жить нам». Действительно, пройдя трудности послевоенных лет и, работая не покладая рук, представители этой группы всю свою жизнь стремились создать лучшее будущее следующим поколениям. В своих детях и внуках они находят вдохновение и черпают силы, с ранних лет «инвестируя» в их благосостояние. В качестве потребителей они достаточно рациональны в отношении самих себя. Они не покупают того, без чего можно было бы обойтись, но, при этом, всячески балуют младшее поколение. Любимые бабушки и дедушки сполна получают свое вознаграждение за купленные игрушки-одежки в виде радостных улыбок внуков во время семейных обедов. «Старая гвардия». Представители того же поколения, что и «Кормильцы», эти люди всячески пытаются не отставать от нынешнего темпа жизни. Во многих случаях они все еще работают и не просто ради денег! Для «Старой гвардии» важно чувствовать значимость, которую они испытывают, внося свою лепту в постройку современного общества. Честные и обязательные, представители этой группы, при этом, достаточно амбициозны и обладают способностью руководить. Их жизненные ценности и взгляды незыблемы и дают им опору в наше время постоянных перемен. Активная жизненная позиция сказывается и на уровне дохода. Представители этой группы, обладая определенными финансовыми возможностями, следят за своим внешним видом и не выйдут на работу, пока свежая рубашка не будет идеально отглажена, а макияж -соответствовать обложке «глянца». Они стараются заниматься спортом, чтобы быть в форме и с детства приучают к тому же своих детей и внуков, а от последних, в свою очередь, часто перенимают различные технологические новшества. Покупка нового мобильного телефона или пользование интернетом дают им возможность в который раз почувствовать, что они идут в ногу со временем. Будучи достаточно независимыми, в отпуск они отправляются отдохнуть от рабочей суеты со своим супругом или супругой. Отдохнув и набравшись сил, они возвращаются к обычной активной жизни, в которой с удовольствием находят время хоть нечастым, но всегда радостным встречам с друзьями и детьми. «Старая гвардия» - не транжиры, но они не будут скупиться на продукты, которые действительно способны решить их проблемы и/или имеют репутацию инновационных. «Начинающие заново» - как раз те, кому возраст не помеха! Вечные оптимисты, заряжающие своим позитивным отношением к жизни других, «Начинающие заново», вырастив детей, живут по принципу «Жизнь только начинается!» И действительно, представители этой группы, оставив позади основное бремя родительских и рабочих обязательств, стараются от жизни получить по максимуму. Как правило, сделав в прошлом успешную карьеру, они накопили достаточно средств, чтобы обеспечить себе вполне беззаботный образ жизни. Даже если они продолжают работать, то делают это себе в удовольствие, таким образом реализовывая стремление к общению. «Начинающие заново» частенько устраивают посиделки со своими давними друзьями и подругами - как дома, так и в уютных кафе и ресторанах, а на выходных едут на дачу или посещают культурные мероприятия в городе. Они стремятся к тому, чтобы поддерживать форму, поэтому многие из них занимаются спортом. Продукты «для здоровья» - вот их фетиш! Также, поскольку внешний вид для них важен, они достаточно много тратят на покупку одежды и косметики - ну как же не побаловать себя любимых! Причем привлекает их не «практичность»* «не соотношение цена-качество», а то эмоциональное сообщение, которым нагружена вещь. Им важнее, что помада вкусно пахнет и красиво упакована, чем содержание в ней витамина Е. На Западе людям данного стиля жизни даже придумали свое определение - kidult (от английского kid - «ребенок» и adult -«взрослый»). Эти «взрослые дети» эмоциональны и любят когда их жизнь наполнена маленькими радостями. Будь то букет цветов от внуков, шоколадные конфеты или новые духи, которые они купили, поддавшись внезапному желанию, - все это вызывает у них неподдельный восторг. «Интеллектуалы». Как же не вспомнить о них! Часто наши любимые школьные учителя и почитатели искусства, «Интеллектуалы» наполняют этот мир яркими красками. Их глубокий внутренний мир, умноженный на богатый жизненный опыт - вот то, что так привлекает к общению с ними. Их часто можно встретить в театре или картинной галерее, полностью погруженными в получение эстетического удовольствия. Они обладают нетривиальными взглядами на жизнь и с удовольствием делятся ими с младшим поколением. Их дом заставлен книгами с потертыми от неоднократного чтения обложками, а на чистой аккуратной кухне гостей ждет увлекательная беседа за чашкой чая. У «Интеллектуалов» отменный вкус как в стиле одежды, так и в обустройстве дома. При этом, цена или именитость марки для них не столь важны - главное, чтобы вещь была сделана со вкусом и приносила пользу. Только «Интеллектуалы» способны выдержать подробный рассказ о том, «как создавался наш продукт» и оценить интеллектуальные усилия и гражданскую позицию производителей. Идя в ногу с жизнью, «Интеллектуалы» не отстают в понимании современного мира, и близкие часто находят в их лице хороших советчиков и наставников. Итак, как видим, прожитые годы лишь частично определяют наш истинный возраст. Недаром говорят, что нам столько лет, на сколько мы себя чувствуем. Хочется пожелать старшему поколению крепкого здоровья, душевной молодости и радости от общения с родными и близкими. А детям, в свою очередь, желаем почаще видеться со своими родителями, ведь «Интеллектуалы» они или «Кормильцы», ваше внимание - вот, что приносит им наибольшую радость. И если у вас нет возможности видеться с ними часто, возьмите телефон после прочтения этой статьи и наберите их номер - они будут вам безмерно благодарны.
"Кто ты будешь такой? Какие товары мы выбираем?"