12 МАРТА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ТАТЬЯНЫ ЛЮТАЕВОЙ - АНАСТАСИИ ЯГУЖИНСКОЙ СОВЕТСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО «БОЕВИКА» «ГАРДЕМАРИНЫ, ВПЕРЕД!».
А «ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ»-ЗВЕЗДЫ, СЫГРАВШЕЙ БОЛЕЕ СТА РОЛЕЙ В КИНО, МАМЫ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ АКТРИСЫ АГНИИ ДИТКОВСКИТЕ И ДОМИНИКА РАМАНАУСКАСА, БАБУШКИ ЮНОГО ФЕДОРА ЧАДОВА (СЫНА АГНИИ И АЛЕКСЕЯ ЧАДОВА. - ПРИМ. АВТ.), СЦЕНАРИСТА, РЕЖИССЕРА, ЛИЦА ЛИНИИ RENOVAGE ОТ FABERLIC И ПРОСТО КРАСИВОЙ ЖЕНЩИНЫ.
МЫ ПОЗДРАВЛЯЕМ ТАТЬЯНУ С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ И БЕСЕДУЕМ С НЕЙ О ТОМ, ЧТО В ПЯТЬДЕСЯТ ЖИЗНЬ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ.
Faberlic Style: Татьяна, над чем вы сейчас работаете? Что занимает ваши мысли более всего в данный момент?
Татьяна Лютаева: Я снимаю кино. Пока не хочу раскрывать подробностей, но в главной роли моя дочь. Два года назад я написала сценарий короткометражного фильма специально под Агнию. Но у меня не было никаких конкретных намерений, просто пришла идея, я села и стала писать. И вот в августе 2016-го я все-таки решила снять эту историю чуть ли не на айфон, но все сложилось так, что теперь это полнометражный фильм, в котором принимают участие одни из лучших наших кинематографистов: оператор Андрей Катарженко, художник Катерина Залетаева, актер Владимир Ильин, ну, и конечно, дочь, для которой все это и было придумано. А финансировать нас взялась кинопродюсерская компания Николая Расторгуева.
FS: Режиссура-это всерьез и надолго?
Т. Л.: У меня нет режиссерских амбиций, я просто хотела высказаться. Я с нежностью отношусь к этой истории и счастлива, что у меня появились единомышленники.
Кстати, сейчас многие актеры пробуют себя в качестве режиссеров, особенно женщины.
FS: Этот новый этап в творгестве как-то связан с тем, что ваши дети выросли и стали самостоятельными?
Т. Л.: Нет, просто мне в голову пришла хорошая идея, и я решила ее воплотить. С детьми это никак не связано. Сыну Доминику сейчас 16 лет, и он студент. Поступил на факультет государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова, причем совершенно неожиданно для меня. А так рано закончил школу, потому что с седьмого класса на домашнем обучении. Это, конечно, недешево, но я считаю, что в ребенка надо вкладывать. Девятый, десятый и одиннадцатый класс он закончил за год. И первую сессию сдал на отлично.
FS: А почему на домашнем обучении? Вы боялись дурного влияния шкалы?
Т. Л.: Нет, просто есть разница: когда учитель занимается с одним учеником и когда с тридцатью. Меня многие упрекали в том, что я ращу тепличного ребенка, который всю жизнь будет держаться за мамину юбку. Ан нет! Буквально за год сын поменялся до такой степени, что взял и совершенно самостоятельно поступил в университет. А меня поставил перед фактом. Согласитесь, это поступок. Я поняла, что имею дело с личностью, в чью жизнь не могу вмешиваться. Могу быть рядом, помогать, советовать - но не диктовать.
FS: И не вмешиваетесь, не диктуете? У многих не хватает на это силы воли...
Т. Л.: Конечно, я, как любая мать, продолжаю относиться к нему нежнейшим образом, как и к дочери, как и к внуку. Я просто понимаю, что должна отпустить. Это ведь все равно эгоизм держать детей при себе. Конечно, отпускать трудно, ведь все эти шестнадцать лет я жила им, в нем, для него и вокруг него, оберегала дыхание, сдувала пылинки. И это мощнейшая привязка. Но как говорили древние индусы: ребенок-гость. Ты должен его обогреть, накормить и отпустить. Я помню, как сама в этом возрасте рвалась из родительского дома. Мне хотелось пробовать жизнь на вкус! Поэтому ради ребенка свою материнскую энергию необходимо пускать в другое русло. Это непросто. По крайней мере, мне это давалось с большим трудом. Но сейчас я чувствую, что держу себя в руках, и получаю огромную благодарность со стороны детей. У них это называется «доверие».
FS: Вы говорите как человек, который все равно тревожится...
Т. Л.: Я тревожна, как любой родитель. Но никогда не позволяю себе впадать в истерику, не даю страхам овладевать собой. Своими страхами мы только привлекаем негатив. Любовь, доверие, уважение. Вот три кита отношений с детьми, да и с людьми вообще!
FS; Мне кажется, что истинная любовь-это и есть доверие...
Т. Л.: Иногда любовь бывает удушающей, но бывает любовь, которая окрыляет. Любовь плюс доверие-это самое главное в нашей жизни. Но и самое трудное. Этому надо учиться. Впрочем, человек для этого и рожден. Для меня каждый день-возможность сделать определенные выводы. Значит, это учеба и есть.
FS: У вас в жизни были ошибки?
Т. Л.: А у вас разве нет? Как же жить без ошибок?! Если бы существовал рецепт «правильной жизни», давным-давно стало бы очень скучно жить. Мы бы передавали этот рецепт из поколения в поколения своим детям, и ничего бы у человечества уже не менялось. На собственных ошибках учатся - и по второму кругу, и по третьему. Не на пустом же месте мы иногда разворачиваемся на 180 градусов!
FS: Вы сейчас говорите о своем решении оставить жизнь в Литве и приехать в Москву?
Т. Л.: Да, Агния тогда училась в восьмом классе. Я была уже второй раз разведена, с маленьким ребенком на руках, в театре я себя уже исчерпала... И тогда во мне вдруг что-то произошло. Я подумала, что в Москве у Агнии будет больше возможностей. А потом просто собралась, и мы уехали.
FS: И вам не было страшно вот так резко все поменять?
Т. Л.: Почему должно быть страшно? Конечно, с моей стороны необыкновенная наглость снимать кино, но, с другой стороны, лучше быть в такой степени наглой, чем не использовать возможность.
FS: А как понять, что пришло время «набраться наглости»?
Т. Л.: Не надо терпеть, если что-то вас разрушает. Каждый день нужно проживать как последний. Если ваши «друзья» предают вас или как-то плохо действуют на вас - уходите.
FS: Вы говорите о разводах?
Т. Л.: В том числе. Развод-это не смерть, а возможность двух людей еще когда-либо быть счастливыми. Я воспринимаю так. Если ваши отношения себя изжили, если в доме запахло тоской... Нигде не написано, что нужно терпеть. Не бывает слова «надо». Оставаться вдвоем только ради детей-полный бред. Мои родители начали ссориться, когда я училась в шестом классе. Но развелись, только когда я стала студенткой. И я знаю, что, когда мама и папа живут в нелюбви, это здорово травмирует детскую психику. Зачем? Два взрослых человека всегда в силах сохранить хорошие, цивилизованные отношения друг с другом.
FS: Вы сохранили?
Т. Л.: У меня отличные отношения и с первым мужем, и со вторым. Когда я приезжаю в Вильнюс, то всегда останавливаюсь у Олегаса (первый муж Татьяны Лютаевой, отец Агнии Дитковските. - Прим, авт.) и Индрэ (вторая жена Олегаса. -Прим. авт.). Мы дружим. Точнее мы-родственники. Ничего особенного в этом нет.
FS: Удивительное отношение к мужчинам! Большинство женщин злятся на то, что мужчина не оправдал их ожиданий...
Т.Л.: Просто женщины считают, что существует некий принц, который их осчастливит. Мы недавно с Юлией Меньшовой говорили об этом. О том, что женщины ждут мужчину, который их избавит: от одиночества, безденежья, невостребованности... Но почему он должен быть избавителем? У него мешок собственных проблем...
FS: Но если ждать Принца ошибка, почему женщины упорно верят в эту иллюзию?
Т.Л.: Ну, в том, что касается пострадать, это мы запросто и с удовольствием. Но дело в чем? Вот меня часто спрашивают: как вам удается так хорошо выглядеть? Я, кстати, не колю ботокс и вообще не делаю себе никаких инъекций. Да я просто живу в гармонии с собой! У меня не самая простая жизнь, я абсолютный трудоголик-кручусь-верчусь и на работе, и дома. Но вот, что я вам скажу: чем больше работаешь, тем больше находишь разных «щелочек» для себя. Женщины часто говорят: у меня на себя денег нет. Да глупости все это! Необязательно идти в дорогой спортивный клуб, чтобы похудеть: встала и прошла 8 километров по парку! Не надо ныть, что у тебя нет работы, нет денег, нет достойного мужчины. Если тебе все это нужно, «встань и иди».
FS: Расскажите, как вы ухаживаете за собой?
Т.Л.: Гимнастика для лица—очень хорошая штука. Маски люблю себе делать. Массаж иногда себе позволяю. А еще люблю ездить в Казань, в СПА-детокс санаторий, я там была уже трижды. За пять дней там вас буквально ставят на ноги. Массажи, обертывания, басейн, правильное питание... Все в одном. Что еще? Каждое утро начинаю с того, что выпиваю стакан теплой воды с лимоном. Это очень хорошо заводит желудок и к тому же вкусно.
FS: Татьяна, последний вопрос: это правда, что вы помогаете детям, страдающим наркотичекой зависимостью?
Т.Л.: Когда-то много лет назад Ксюша Раппопорт (российская актриса.-Прим. ред.) привела нас с Агнией в Центр реабилитации для таких детей. И мы там так и остались. Я бы даже благотворительностью это не назвала. Меня там многие мамой называют.
FS: Как же вы помогаете этим детям?
Т. Л.: Веду психологические группы, спектакли с ребятами ставлю. У меня что-то типа «третьего глаза» есть. Сразу вижу, у кого какие таланты, амбиции, комплексы, кому как помочь. Иногда помочь уже невозможно, и это страшно. Вы знаете, что из всех клиентов Центра выживает только половина. И это хорошая статистика! Я видела девятилетних детей, страдающих алкогольной зависимостью, но самое ужасное-это «спайс», уже после второго приема человек становится инвалидом. И вот как их бросишь? Поэтому и занимаюсь. Спектакли ставлю, езжу с ними в походы.
Недавно с ребятами в Крым ездили, а с нами-Николай Расторгуев и Сергей Викторович Лавров (министр иностранных дел РФ. - Прим. ред.). Я рада, что сейчас такие серьезные люди обратили внимание на эту проблему.
FS: А что может сделать обыгный родитель, гчобы уберечь ребенка от беды?
Т. Л.: Надо присматриваться к своему ребенку. Я вообще за то, чтобы родители собирались вместе, организовывали группы и обращали на эту проблему особое внимание. Зайдите на сайт Национального антинаркотического союза -nasrf.ru-вам многое станет понятно.
Увы, никто из нас, родителей, не застрахован от этой беды. Но если не оставаться равнодушным, пытаться что-то сделать, то можно победить любую проблему. И эту в частности.