ВОСХОДИТЕЛЬ

Александру Самойленко-двадцать девять. Уже три года как он директор Faberlic. Молодой, энергичный человек с хорошим образованием оставил работу менеджера в компании крупного сотового оператора с одной целью-зарабатывать деньги и при этом распоряжаться временем своей жизни по своему усмотрению. А нужно ему и то и другое. Причем в избытке. Потому что у Александра есть... нет, не мечта. «Мечта»-слишком уж розово-гламурно, до дыр затерто журналистами и теми, кто любит на досуге в облаках». У Саши Самойленко есть к своей душе. А она хочет в горы. После восхождения на Эльбрус он буквально заболел идеей подняться на самую высокую вершину мира-Джомолунгму. Это англичане придумали называть ее «Эверест», на самом деле у горы другое имя-«Божественная мать жизненной энергии». За этим сюда и идут.
«Так ты же уже был на горе?» - спрашиваю я Сашу, пока закипает редакционный чайник. «Да, в базовом лагере». Саша говорит об этом просто. Так, словно речь о поездке на дачу. На самом деле базовый лагерь-это 5364 метра над уровнем моря. Вершина Эльбруса для сравнения-3642 метра. Но на Джомолунгму сразу не поднимаются. Опасно.
Позвякивая ложечкой о края чашки с об-жигающе-горячим чаем, Саша рассказывает про поездку. «У нас были девчонки, которые ни разу в горах не были, и сразу на Эверест!: Одна из них не выдержала, спустилась, не дойдя до лагеря. Потом видел в соцсетях—она распродала все снаряжение. А две другие, похоже, влюбились в горы навсегда. Любопытно, как женщины переживают такое испытание. Рассказывая о трудностях, говорят: «Представляете, лицо опухло (так проявляется нехватка кислорода на высоте. —Ред.), голова трещит, да еще и тушь потекла!»

Потекшая тушь, как, впрочем, и долго не мытая голова-не самые большие проблемы восхождения. Первым делом на такой высоте у человека падает артериальное давление. Головная боль становится практически постоянной. Из-за изменений в системе пищеварения голода альпинисты не ощущают. Поэтому, а еще потому, что на высоте 6 ооо метров нарушается процесс усвоения многих питательных веществ, в особенности жиров, восходящие теряют от 15 до 22 кг веса. Ухудшается зрение, поле обзора снижается, человеку становится трудно различать «верх» и «низ». На отметке в 8 ооо метров, то бишь на подходе к вершине Джомолунгмы, симптомы усиливаются. Иногда к ним добавляются галлюцинации. Райнхольд Месснер-итальянский альпинист, в одиночку совершивший первое бескислородное восхождение на вершину, рассказывал, что постоянно ощущал присутствие какого-то человека рядом. «Труден весь процесс восхождения,-добавляет Саша,-колени Homo sapiens не очень-то приспособлены к вертикальным подъемам». Открытием для меня стало и то, что тренироваться, накачивать физическую мощь перед подъемом бессмысленно и даже вредно. «Мышцы расходуют много кислорода. А он там жизненно важен»,-резюмирует Александр.

Для того чтобы путешествие, противоречащее самой человеческой природе, состоялось, к нему нужно долго готовиться. Торжество духа над материей, в частности над законами природы, не терпит суеты. «Перед подъемом на восьмитысячник нужно не меньше двух месяцев провести в базовом лагере. Тогда организм адаптируется и сможет выдержать аномальные условия. Вот из этого, в том числе, и складывается стоимость всей затеи-четыре миллиона рублей». Я замираю на месте. Со вскипевшим чайником в руке.
Оказывается, я не ослышалась. Подняться на Эверест стоит 4 миллиона рублей. Билет в Непал туда и обратно, снаряжение, сяца жизни в базовом лагере, разрешение официальных властей на подъем, сопровождение инструкторов на вершину, услуги шерпов-местных жителей-проводников и помощников, поднимающих часть груза... Время и деньги. Саше они нужны как кислород. Люди с более «приземленными» желаниями могут пойти на компромисс, обменяв одно на другое. Саша-не может. Только так: время и деньги. Именно поэтому он выбрал работу в Faberlic. Я уже сформулировала очередной вопрос, но наш гость меня опередил: «Нет, я не хотел бы купить квартиру в Москве». «Как ты догадался?» - «Это первое, о чем меня спрашивают, когда я говорю про стоимость восхождения. Мы привыкли мерить жизнь квартирами».

«Как же ты собираешься заработать такие деньги? И сколько лет на это уйдет?» Вопрос в лоб. С той же прямотой Саша рассказывает, что сейчас зарабатывает 50 тысяч рублей за три недели в качестве процента за объем продаж, который организует. Но намерен двигаться в бизнесе семимильными шагами. «Трудно, наверное, продавать одежду и косметику?» - «Честно говоря, продаю я в основном парфюмерию. Ароматы-моя страсть. Основное же занятие-организовать работу тех, кто рекомендует Faberlic и продает. Это, кстати, фактически по специальности-«менеджмент организаций».

Подняться на Джомолунгму Александр планирует через пять лет. «Мы хотим командой туда идти. В этом году поднялись на пять тысяч, через год возьмем шесть и так далее. Пять тысяч и шесть—это разные горы, разные условия, разная нагрузка. Вершину нужно брать поэтапно». Я, конечно, не могу не увидеть аналогию: в бизнесе действуют те же правила?

«Я, наверное, ничего нового не скажу. Чтобы куда-то прийти, нужно понять, куда и зачем идешь, и проложить маршрут. А потом начать двигаться-много и хорошо работать. А еще я для себя понял одну вещь: не верьте, когда вас призывают выйти из зоны комфорта. Наоборот! Нужно понять, где вам хорошо, и изо всех сил идти в этом направлении. Идти в зону комфорта...»

Саше хорошо в горах. На труднодосягаемой высоте, где вокруг-красота, а рядом -люди, которым он может доверять. «Это жизненно важно в горах-доверять». Ты должен быть уверен: если что-тебе помогут. Мы замолкаем, пытаясь осознать эту простую истину. «А ты знаешь, что на Эвересте ты имеешь право не помогать человеку, терпящему бедствие?» - неожиданно спрашивает Саша. Нет, я не знала. «Эверест сейчас-настоящее кладбище. На пути к вершине погибло почти 300 человек. И все они лежат там, на горе. Единственный, кого ты в состоянии спасти на восьми тысячах,-ты сам». По-другому невозможно физически. И у тебя есть право, увидев кого-то, кому нужна помощь, спуститься вниз—с ним или без него, и так никогда и не подняться на вершину. Или пройти мимо.
К сияющей вершине. Хотя был один такой альпинист-Анатолий Букреев, который спас на Джомолунгме троих-японку и двух американцев. За каждым ходил на вершину в ночь и буран, без кислорода и поддержки, но спас. Но сколько историй знает «Божественная мать» о тех, кто так и остался лежать на склоне, став замершей ступенькой к чужой мечте!

Горы как увеличительное стекло. Характер человека показывают во всех деталях. «Люди, которые идут сразу за инструктором, буквально шаг в шаг, —это люди цели. Им нужно подняться любой ценой. Их обычно не больше трех в экспедиции,-размышляет Александр.-Тем, кто в серединке, важен процесс. Они успевают оглядываться по сторонам, смаковать каждую минуту маршрута. А в конце идут люди, которые... могут идти быстрее, но они выбирают такую позицию, чтобы не давать отстающим упасть духом. Я заметил, они всегда подбадривают, пытаются переложить на себя часть вещей из рюкзака отстающего. Помогают».

Интересное наблюдение. И я спрашиваю, что именно каждый из этих людей дает группе в целом. Оказывается, первые-задают. Именно они, не инструкторы.

Вторые-напоминают о том, что «путешествие» от слова «путь», и создают «командный дух», третьи-«ангелы-хранители»... И каждый может выбирать-кто он в данный момент.

Все как в жизни. И в Сашином бизнесе. Главное, понять: твоя жизнь - в твоих руках!


Нет комментариев
Добавить комментарий